Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Ответы на часто задаваемые вопросы
Могут ли арестовать единственное жилье должника?
Согласно ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого установлен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.Исходя из абз. 2 ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание не может быть обращено на принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание.Таким образом, на жилое помещение судебным приставом- исполнителем не может быть наложен арест.Действия судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, или в судебном порядке.
Имеет ли право гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, на предоставление жилья вне очереди?
Так, гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, соответствующее жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди.
К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2018 № 20-КГ18-22 при рассмотрении кассационной жалобы гражданина, которому было оказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке со ссылкой на отсутствие жилых помещений.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что дополнительных условий реализации права на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит.
Кроме того, судом обращено внимание на отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Отказ в предоставлении жилья вне очереди может быть обжалован в суд, а при необходимости с заявлением об оказании помощи в судебной защите прав можно обратиться в прокуратуру.
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетнему в образовательном учреждении
К компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся. При этом, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. При создании условий для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 1073 ГК РФ, если малолетнему причинен вред в период, когда он временно находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. В случае увечья или иного вреда здоровью несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья (п. 1 ст. 1087 ГК РФ).
Таким образом, в случае травмирования несовершеннолетнего в период нахождения в образовательной организации, последняя несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. Помимо административной или уголовной ответственности должностных лиц, образовательное учреждение в случае получения воспитанником травм, может быть обязано возместить вред, причиненный жизни или здоровью ребенка, и выплатить компенсацию морального вреда.
Как оформить медицинский отвод от вакцинации?
Согласно временных методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» наличие медицинских противопоказаний к проведению вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и решение о выдаче документации о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации определяется лечащим врачом или врачом той специальности, который определяет противопоказания против вакцинации. Решение о выдаче справки о наличии медицинского отвода от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 принимает врачебная комиссия той медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию.
До 1 февраля 2022 г. в случае определения у пациента временных медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 выдается соответствующая справка сроком до 30 дней с последующей консультацией у врача-специалиста, выдавшего справку.В справке о наличии у пациента медицинского противопоказания к вакцинации должны быть отражены: ФИО пациента, дата рождения, диагноз (определяющий медицинское противопоказание), срок действия медицинской справки, место предоставления справки.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся:
— создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
— определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Приобретает ли новый собственник здания право на аренду земельного участка, на котором расположено такое здание?
Да, приобретает.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дважды комментировались указанные положения земельного и гражданского законодательства.
Так, в абзаце втором пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» подтверждена позиция, согласно которой к покупателю недвижимости переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
По смыслу названных норм и разъяснений при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель в силу прямого указания закона приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний его собственник, и тем самым принимает права и обязанности арендатора земельного участка, а прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка.
Могут ли государственные служащие вести бизнес?
Статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой. Среди них запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Также служащим запрещается участвовать в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев участия на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, в которой более 50 процентов акций (долей) находится в собственности государственной корпорации (компании) или публично-правовой компании, представления на безвозмездной основе интересов государства в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является государство, и иных случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Указанные запреты распространяются не только на государственных гражданских служащих в связи с прохождением гражданской службы, но и на государственных служащих (сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета России и др.) в связи с прохождением государственной службы.
Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.
Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, у органов прокуратуры имеются дополнительные механизмы, помогающие выявлять коррупционеров.
Например, создана целая система по обмену информацией с различными ведомствами и органами. Так, Генеральной прокуратурой проводится работа по совершенствованию правовой базы сотрудничества с различными федеральными государственными органами и организациями для более эффективного выявления и пресечения нарушений законодательства о противодействии коррупции.
С этой целью Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии в области противодействия коррупции с ФНС России, Пенсионным фондом России, Росреестром, Росфинмониторингом, МВД России.
Указанные соглашения регламентируют информационный обмен для повышения эффективности проверок соблюдения антикоррупционного законодательства и заключаются в целях своевременного обеспечения прокуроров необходимой информацией для организации эффективного надзора за исполнением государственными и муниципальными служащими, в том числе бывшими, установленных законом ограничений, запретов и обязанностей. Повсеместно данные этих органов используются при проверке достоверности и полноты представляемых ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при проверке соответствия расходов чиновников и членов их семей полученным ими доходам.
До настоящего времени обмен информацией осуществлялся в основном путем направления письменных запросов и получения на них ответов. Минусом такой процедуры обмена данными являлись длительные сроки переписки, трудозатраты на обработку таких запросов.
Для повышения оперативности в настоящее время обмен информацией между прокуратурой и другими ведомствами осуществляется в электронном виде.